|
С любовью во Христе Иисусе с Вами беседует р.б.Лидия (Ретивская)
«Как превосходен характер сына Восточной Церкви! как он прост, величественен, свят! Протестант холодно умен, римлянин восторжен, увлекается, уносится; сын Восточной Церкви проникнут святою истиною и кротким миром. Первые два характера – земные, последний нисшел с неба и предстоит нашим взорам в Евангелии. Этот характер воспитывается в православном христианине». (И.Брянчанинов «Посещение Валаамского монастыря»)
Быть верующим труднее, чем атеистом. Воздержаться легче, чем принять решение и определиться в своей религиозной идентичности, потому неверующие или сомневающиеся стоят в стороне от веры. Верующий постоянно работает над собой и своим религиозным образованием. Религия тоже наука, только учит не тому, как движется небо над нами, а как нам идти на небо дорогой Христовой любви. Это наука думать и помнить о нравственности, анализировать поступки и события, делать выводы из происходящего с тобой, вокруг тебя и целом обществе. Религия — это наука о том, почему и зачем верить, это философский труд мысли.
Немало современных людей считают себя образованными до такой степени, при которой сумма неких познаний горделивым пиком заслоняет даже Бога. У верующего любые устремления к самовозвозвышению спотыкаются о непостижимое величие Бога-Творца, перед которым человек может ощущать только свое ничтожество. Верующему достаточно памяти об одном совершенном грехе, чтобы всю жизнь считать себя многогрешным и недостойным.
Быть верующим, значит, постоянно трудиться в душевно-духовном плане, а не только физическом. Вера побуждает самосовершенствоваться, работать над своими слабостями, бороться с непотребными помыслами и страстями, без каковых не обходиться ни один человек. При совершении греховного верующего посещает мысль об ответственности, в православии это зовется памятью смертной и Божьим страхом. Бог все видит, знает каждый помысел, значит, за все придется отвечать. Мысли об ответственности сдерживают зло, заставляют помнить преступления перед Богом и раскаиваться в них.
При советской власти народ был лишен церковных книг, но моей бабушке от кого-то досталась маленькая потрепанная книжечка закона Божьего. Видно было, что книжка прошла много испытаний. На одном пожелтевшем листочке была коряво нацарапана чернилами фраза «худое дело сделал». Во времена моей юности речь о Боге не велась нигде, но эта фраза о грехе врезалась в память и всю жизнь стоит перед глазами. Возможно, человеку негде было принести покаяние, и, написав в учебнике веры «худое дело сделал», человек облегчил свою душу? Бог знает, а верующий помнит, что худое дело наказывается, за него расплачиваются.
Если невозможно увидеть собственную душу и дать ей вразумительное определение, можно ли объяснить существование невидимого Бога? Если душа неподвластна человеческому разуму, трепещет и «уходит в пятки» без нашего позволения, тем более нельзя объяснить запредельного Бога в иной вневременной реальности или нереальности. Не мудрствуя лукаво, вера и религия говорят, что не стоит даже пытаться объяснять, почему Бог делает то или не делает другое? Быть верующим, значит, принимать на веру неподвластное для человека, невидимое и необъяснимое.
Если нет Бога, значит, неверующих тоже не будет, ибо фундамент неверия стоит на почве веры. Кого бы стали отрицать атеисты и Кого обвинять в своих неудачах? Неверующие не осознают глупости своей позиции уже потому, что глупо отвергать Того, Кого, по их мнению, не существует.
Кто заставляет душу трепетать, страдать, радоваться, гореть, мыслить, творить? Это невещественные категории в человеческом теле, но они есть даже у атеистов. Кто же ими управляет и часто без нашего ведома? Разве человек волен над мыслью? Мысль заносит в какие угодно миры и безвременья, потому что скоростью мысли является миг и мгновение. У Кого такие скорости, которые нельзя уловить, почувствовать, измерить? Все это находится в ведомстве Господа Бога.
Верующий сознает свое ничтожество и мизерность земных достижений. Вера дает другое глубинное видение, расширяющее пропасть между знанием и непознаваемостью. Кто скажет, что вырастет из лежащего на ладошке семечка? Как оно просыпается и управляет корнями? Какие вершки сформируются питанием этих корней? Откуда берется красота в маковой росинке, и где хранится память об этой красоте? Кто знает об этом, кроме Бога?
Неверующим быть удобно, можно оправдывать свои слабости и зло, ведь за них не надо отвечать. Неверие легкий путь, где незачем трудится над собой, искать ошибки в себе. У неверия виноваты кто угодно – государство, правители, педагоги, — только не он. Неверие чаще всего действует наступательно, оно похоже на движение под гору, несется бездумно и сносит на пути все без разбора, что, конечно, легче, чем двигаться наверх. Неверующий баюкается в колыбели незадачливости и безбоязненности.
Бога нет, бояться некого, можно делать, что хочу. При этом именно атеисты и маловерцы больше всех злятся и предъявляют претензии к существованию зла и всякого безобразия. Во зле хочется обвинять, а Бог всегда рядом, вот и набрасываются на Бога – стерпит! Он и зовется долготерпеливым, потому что терпит людские беззакония и мерзости.
На самом деле неверующие близоруки и злятся на самих себя, облекая недовольство в отрицание Бога. Бороться со злом в себе нелегко, но удовлетворение и покой приходят только от преодоления собственных немощей духовного и физического порядка. Если этого нет, и радости мало. Бог дал человеку волю и свободу выбора, если люди выбирают зло, почему виноват Бог?
Вера помогает достойно принять болезнь и укрощать ропот пониманием, что на все воля Божия. Вера помогает достойно жить и терпеть в понимании — значит, так надо, Богу виднее и лучше знать, за что? Вера помогает сохранить достоинство в самых тяжких обстоятельствах и не опуститься до ненависти к тем, кого обошли горести и кто ни в чем не виноват. Вера учит всегда оставаться человеком, а не обозленным существом без рода и племени.
Вера помогает много узнать о себе самом. Вера побуждает признаваться в лукавстве там, где ищут самооправдания, заставлять себя работать душевно и духовно, когда хочется отдыхать в праздномыслии. Вера меняет жизненные ценности в сторону сокращения лишних запросов и потребностей.
Вера заставляет пересматривать прошедшее, отделяя важное от неважного. Вера указывает нашу принадлежность предкам, зовет изучать собственную историю, развиваться, расширять познания и совершенствоваться, делая это ненавязчиво, с любовью. Чтобы дойти до веры, до любви и до Бога, человеку дается земная жизнь — в этом заключается смысл нашего земного странствования.

|