Почему мы такие?

С любовью во Христе Иисусе с Вами беседует р.б.Лидия (Ретивская)

«Никто так не опасен для нас, как мы сами» И. Брянчанинов

Русскому менталитету свойственно стеснение, когда речь заходит о родной религии — Православии. Именно родной, потому что много веков православная вера создавала страну Россию, и только Православие является лицом нашей страны. Даже далекие от православной церкви люди не смогут придумать другого образа для России, кроме ее храмов, монастырей и куполов с крестами.

В настоящее время российское общество, состоящее из потомков православных предков, делится на два лагеря во взглядах на русское Православие. Из одного исходит критика, осуждение и озлобленность, вытекающие из крайнего нежелания понять причины общего неблагополучия; другой лагерь верующих людей предпочитает смиренно отмалчиваться в ожидании, что Бог все рассудит. Бог, конечно, рассудит, но не радеть о себе тоже грех. Так говорят святые Отцы и заповедь «возлюби ближнего, как самого себя». Если православие недостаточно себя любит, не отвечает на неприятельские выпады, чего ждать любви со стороны других? Любовь к любви тянется. И почему мы боимся защищать наше достояние в глазах своих же отвергателей и отступников?

Православные остерегаются говорить о своей вере, хотя нередко встречаются рассуждения о богоносности русского народа? Что есть Россия без Православия и кто его защитит, кроме самих православных? Теперь и патриотизма опасаются, предпочитая не обозначать собственной позиции. Наводнившие страну чужие религиозные конфессии настырно лезут везде со своими символами, а православным такие действия по старинке представляются неудобными и вызывающими.

Новые времена несут свои способы обращения внимания на хорошее, не стоит ими пренебрегать. Надо меняться вместе со временем. Древние христиане вышивали на своих одеждах христианские символы «хризмы» — монограммы Христа. В первые века гонений на христианство это делалось тайно, но христиане не боялись поставить свой знак в уголке одежды. Теперь все можно делать явно, но опасаемся, как бы такое не назвали рекламой. Да пусть называют! Получаем же паспорта с номерами и карты с кодами, коли век такой технологичный. Реклама стала эффективным методом знакомства с чем-либо, так почему христианской символике не свидетельствовать о религии на обычных вещах и предметах? Что крамольного в тарелочке с едой, защищенной рисунком с крестиком? Для растущих поколений это нормальное явление, каким оно было и в древности. Археология изучает древнее христианство именно по крестикам или контурам рыбы на обломках раскопанной глиняной посуды. Почему православным надо опасаться громкого разговора о том, как здорово принадлежать к великой религии?! Зачем бояться самих себя?

Нападки на православие слышатся со всех сторон, но больше всего от нас же самих. Не такая церковь, не такие служители, какими хочется их видеть. При этом осуждающие не задумываются: откуда приходят в церковь люди? А приходят они в церковь из того общества, где мы все находимся, принося туда его нравы и отношения. Болезни общества и церкви одинаковые, только в церкви при свете Божьем они виднее, Бог позволяет видеть больные места глазами истинной любви. Какие мы, такая и церковь, не нравится — надо менять себя.

Хорошо критиковать со стороны и ничего не делать самому. Если так жить, не стоит предъявлять болезненные претензии к другим. Кто должен исправлять кривизну и украшать церковь добродетелями? Пусть кто-нибудь, только не я, думают критики православия. Лучше в сторонке постою или пойду по другим религиям искать чистоты да порядка. И разбредаются русские люди по блудливым дорогам в поисках правды, но, кроме отчуждения от родного племени, вряд ли что находят. Отчуждение усиливает неудовлетворенность души, не желающей понять, что озлобленность в отношении православия прежде всего указывает на недовольство собой. Но в этом не хочется разбираться и признаваться.

Русское общество мечтает хорошо жить, когда недоброжелательность к православию очень заметна среди интеллигенции и в простом народе. Господствует желание осудить православие, а не понять, почему оно такое? Можно ли при таком состоянии умов надеяться на Божью помощь? За какие труды и заслуги Богу посылать помощь обществу, которое Его не принимает? За нерадивость, лень душевную и духовную, за гордыню, за необоснованные амбиции? Помогать таким качествам и люди не стремятся, почему Бог должен посылать помощь большинству недовольных членов общества, которые от веры хотят получать и брать, ничего не отдавая и нигде для нее не потрудившись?


Почему мы такие? Почему не любим свою историю и православных предков, а в их лице самих себя? Если мы не любим себя, за что нас любить другим? Жалуемся, в Европе-де русских не любят. Надо прежде полюбить себя, обрести самоуважение, тогда и от других этого ждать. Чехов писал, что ничтожество свое надо сознавать перед природой и перед Богом, а перед людьми надо сознавать свое достоинство. Русские едут за границу, не любя свою страну и самих себя, потому и чувствуют себя ущербными в лоне западной цивилизации. Не любить себя и свою страну, значит, быть несвободным от зависти по отношению к другому миру. А зависть формирует рабскую психологию, закабаляет желаниями и мечтами о том, чего нет. Вера учит не зависеть от чужого мнения и беспокоиться о том, что есть. Вера дает человеку внутреннюю свободу, способность видеть добро и сохранять незлобие в жизненных тяготах и утратах.

В библейской заповеди «возлюби ближнего как самого себя» на первом месте ставится задача «возлюбить самого себя». Это не уход в самолюбование и самовозвышение, это означает возлюбить себя по-божески, по-совести, ибо совесть – глас Божий в человеке. Возлюбить по-божески, значит, быть честным по отношению к себе, не лукавить на суде своей совести, и этот честный суд обязательно найдет для себя множество обвинительных приговоров. Написано, что нет праведника, который бы не согрешил, так чего говорить о нас грешных. Мы часто кривим душой, не признаваясь в лукавстве, ленимся и оправдываем свое бездействие, ищем виноватых на стороне вместо того, чтобы искать ошибки неудач в себе. Если каждый в самом малом не делает жизнь лучше, добрее, чище и светлее, кто виноват, что кругом плохо, люди черствые, отношения безнравственные, чиновники бездушные, государство неблагополучное? Ведь все это – мы!

Православная церковь нуждается в защите своих духовных ценностей, на них держимся. Почему мы, русские люди, становимся Иванами, не помнящими родства, и боимся сказать слово в защиту исконной религии, под знаменами которой образовалось и сплотилось наше государство? Почему заостряем внимание только на плохом, и судим по внешней оболочке, не видя при этом глубины и не замечая главного? «Ничто так не окрыляет, как отсутствие конкретных знаний», — писал Салтыков-Щедрин. Чтобы полюбить родину и Православие, — без него у России и лица-то нет, — надо повышать уровень познаний изучением истории страны, единой и неделимой с образом христианства. Защита Православия и христианский образ жизни – это защита России и каждого из нас.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *